Добро пожаловать на форум сайта Forum Index Добро пожаловать на форум сайта www.triz-guide.com
Изобретателями не рождаются - ими становятся!
 
 FAQFAQ   SearchSearch   MemberlistMemberlist   UsergroupsUsergroups   RegisterRegister 
 ProfileProfile   Log in to check your private messagesLog in to check your private messages   Log inLog in 

Образование: Страна непрофессионалов

 
Post new topic   Reply to topic    Добро пожаловать на форум сайта Forum Index -> Школа XXI-го века
View previous topic :: View next topic  
Author Message
Gentleman
Основатель


Joined: 22 Nov 2005
Posts: 626
Location: Красноярск

PostPosted: Fri Apr 02, 2010 2:51 pm    Post subject: Образование: Страна непрофессионалов Reply with quote

Образование: Страна непрофессионалов

Лев Любимов

11.03.2010, 42 (2560)

Те, кто скептически смотрит на перспективы модернизации в России, часто указывают на недостаток адекватного человеческого ресурса. Мысль эта очевидна, ибо не только «скамейка запасных» везде угрожающе коротка, но и «основные составы» по большей части собраны из тех, кто делу, за которое отвечает, всерьез (в вузе) не учился, но получил диплом потом, в какой-нибудь новоиспеченной академии.

Мы много говорим о разрушительной силе коррупции, не очень замечая, как в последние 20 лет буквально вспучилась вторая, не менее разрушительная болезнь — массовый непрофессионализм. Качество образования нашей дипломированной массы — далеко не блестящее и в советское, и в дореволюционное время — после 1991 г. резко ухудшилось. Мгновенный слом социально-экономической системы превратил в непрофессионалов десятки миллионов тех, кто, покинув насиженные места в промышленности и бюджетном секторе, ринулся в сферу услуг, быстро достигшую трех пятых экономики. Вдруг и сразу стране понадобились целые армии экономистов и менеджеров, затем юристов, затем психологов. До 1991 г. в РСФСР было три факультета психологии, сегодня — около 350. Откуда взялась профессура? Из «новоделов». Кого они выпускают? Непрофессионалов.

Непрофессионалы с дипломами

Летом 2008 г. колумнист «Ведомостей» профессор РЭШ Константин Сонин в очередной колонке, даже не затрудняя себя подробными оценками низкого качества высшего экономического образования (более 1500 факультетов и филиалов!), просто предложил начать его с нуля. Полностью соглашаясь с ним, отмечу, что на эту статью не обратили внимания ни образовательные власти, ни эти 1500 факультетов. Для властей и этих 1500 лишний раз реагировать на очевидное — только пиарить это очевидное и рисковать разоблачением. Кого выпускают эти 1500? Непрофессионалов. Но это еще не вся страшилка.

Вторая ее часть состоит в том, что все эти никто, обладающие «дипломами гособразца», элементарно находят себе работу. Один новоиспеченный классический университет с 4500 студентов на 10 факультетах имеет в том числе экономический факультет с 3000 студентов. На нем вообще нет профессиональной профессуры, но эти тысячи никто тоже находят себе работу, причем еще учась (точнее, делая вид) на III или IV курсах. Если огромен спрос на непрофессионалов, то должно быть и огромное предложение непрофессионалов. За 20 лет мы создали огромное предложение уже не полуобразованной, а на четверть образованной, на одну пятую образованной массы работников с «дипломами гособразца». И в стране непрофессионалов все они находят себе работу.

Итак, технический сдвиг в структуре экономики и общества переместил десятки миллионов вчерашних профессионалов и полупрофессионалов на рабочие места, как правило не связанные с их образованием. И они ринулись за дипломами в скороспелки дополнительного образования, где профессионалом в подавляющем большинстве случаев точно не станешь. Одновременно на первое высшее ринулась вся подрастающая молодежь (оставив реальный сектор экономики без «синих воротничков»), которая увидела, во-первых, что получить «диплом гособразца» — это пара пустяков, а во-вторых, что с этими дипломами берут на вполне непыльную работу. А если деточка с таким дипломом из статусной семьи, то попадет и в первую двадцатку банков, которые и сегодня переполнены блатными недорослями. Этот марьяж старших и новых поколений недообразованных создал, между прочим, социальную базу российского «абнегизма» (массовой посредственности), для которой интеллект, образованность и культура если не смертельный враг, то уж точно не друг.

Неравенство в степени

На предложения создать материальные условия для привлечения на родину российских ученых, работающих за рубежом, наша юная Академия наук возмущается: пусть, дескать, едут обратно в Россию, если им и президенту с премьер-министром так охота, но только на равных с нами условиях. Призрак коммунистического равенства из РАН за 20 лет так никуда и не делся. Мне хорошо помнится это «равенство», в котором сам пожил 33 года. Из каждых 100 сотрудников лишь 10 были экспертами, генераторами идей, а остальные лепили «печатные листы» и отчеты. Но все были равны. Однако в рыночной экономике неравенство — это естественная норма, распределяющая по заслугам. Выравнивает ее (и то лишь частично) социальная политика государства.

Так что сегодня новым профессионалам неоткуда взяться, ибо их почти не готовят. Еще страшнее то, что они, видимо, не очень-то нужны миллионам замерцавших после 1991 г. серых звезд в политике и бизнесе, которым во мгле светится ярче. Биолог с блестящим навыком и талантом к исследованиям, с ученой степенью Ph.D. нашей Академии наук если и нужен, то на равных с теми, кто лепит «печатные листы». Подлинным профессионалам известно, что разница между ученым со степенью Ph.D. по экономике и человеком со степенью кандидата экономических наук такая же, как между государем и милостивым государем. Но обладатель Ph.D. сегодня нашим губернаторам в качестве регионального министра экономики не нужен, у них другие критерии «профессионального» отбора.

Сегодня уже почти выстроилась система спроса и предложения на непрофессионалов, которая прессингует те возможные исправляющие эту ситуацию решения, которые смогли бы не допустить ее окончательной канонизации. Она создает равные условия для худших и тех, кто все еще получше. Она же ставит лучших рядом с заметно худшими. Властям приходится идти на критериальные компромиссы, чтобы сделать вид, что те, кто хуже, равны лучшим. Из уже отобранных лучших университетов, НИУ и федеральных, целый ряд чрезвычайно далек от планки МФТИ или МГУ, но теперь равны с ними. Причина везде одна и та же — коротенькая скамейка основных игроков, а о запасных часто и вообще не мечтают.

Между тем человеческий ресурс создается образовательной системой. Сегодня в политической элите кадровые тупики нашей ситуации понимают два наших апробированных лидера (по крайней мере, я это наблюдаю и слышу), но они сталкиваются с огромной разреженностью кадровой атмосферы. Сложности (даже для них) добавляет и то, что образование является доверительным товаром, т. е. товаром, чьи качественные характеристики не видны ни массовому покупателю, ни элите, а только профессионалам. Поэтому массовый клиент верит вчерашним брендам вузов, не понимая, что они давно погасли. Все это ведет к недооценке уже давно возникшей и серьезнейшей опасности.

Модернизация без образования

Увы, весьма далеко от понимания этой опасности и наше общество. Едва ли не ежегодные опросы ВЦИОМ о приоритетах в интересах России показывают, что общество из года в год ставит образование на одно из последних мест. Призрак «лучшего в мире» все еще бродит по стране. Но, возможно, дело уже не в этом призраке — а в том, что нам, т. е. нашему непрофессиональному большинству, другого (иного) образования и не нужно. «Нас и здесь неплохо кормят», — как сказал один симпатичный кот. Нынешнее большинство — урбанизированное крестьянство и их потомки — ментально воспринимают интеллект, культуру и образованность как нечто враждебное. Андрей Сахаров, Дмитрий Лихачев, Виталий Гинзбург — не их герои.

Мы, по-видимому, не всегда понимаем квалификационную сущность непрофессионала. Отсутствие профессиональной (образовательно-компетентностной) основы для обеспечения самодостаточности, устойчивости своего положения заставляет любого непрофессионала искать компенсацию этого дефицита. И он находит ее в интригах, сговорах, соучастии в коалициях таких же, как он, и, конечно, в коррупции. И тогда его деятельность становится контркультурной, разрушительной.

Вывод состоит в том, что образование сегодня (как и воспитание молодежи) является для России задачей номер один. Благая идея модернизации без ее решения, т. е. без человеческого ресурса, останется утопией, риторикой. Но тогда нужно против системы непрофессионализма строить тоже систему, стратегию, а не разовые проекты, которыми мы увлеклись, забыв, что проекты начинаются и быстро заканчиваются, часто оставляя после себя лишь то, что захотят в них усмотреть доброжелательно настроенные по отношению к ним СМИ. Модернизация требует наличия мощного экспертного сообщества, а успешный национальный институт экспертизы существует только в массовой профессиональной среде. В непрофессиональной среде он чужероден, опасен для общества. И невостребуем.
Back to top
View user's profile Send private message
Dr.Put_In
Первопроходец


Joined: 02 Apr 2010
Posts: 2

PostPosted: Fri Apr 02, 2010 2:54 pm    Post subject: Reply with quote

Лёва «Любимов», признающий героями только таких как «Андрей Сахаров, Дмитрий Лихачев, Виталий Гинзбург», понятное дело, прав. Но как всегда «они» (те, для которых «умом Россию не понять») только частично. Так они и не понимают, почему Россия не сгинула ни в 1147, ни в 1653, ни в 1812, ни в 1914, ни в 1941, ни в 1991 – это все мировые войны, т.е. всего мира против России. Все нормально: какой запрос «бизнеса» таков ответ «высшего образования». В 30-е годы из деревни пришли в КБ. И до сих пор на недосягаемой высоте (посмотри пуски «Торнадо» в инете!!). А еще лучше посмотри 178 серий «Ударной силы»!!! (Алексей говорит, что уже 140 серий посмотрел! – грандиозный проект 1-го канала). Идеальные западные университеты готовят «попок»-попугаев, что гораздо хуже наших «испорченных». Э.Де Боно (проф Кембриджа и Оксфорда) знает, что говорит: «Школы убивают 2/3 творческих способностей, а университеты оставшуюся 1/3», они набивают башку готовыми стереотипами для биороботов. Конечно, они такие «профессионалы»!!! Это тебе не наши раздолбаи…

Прилагаю пример, взят с форума, абсолютно реальный.

«Жил в Японии. У них нет центрального отопления, как у нас. В довольно
приличном доме в центре Токио у меня стоит бойлер с мини-компьютером,
который делает все сам: включается, отключается, снимает все
температурные данные с датчиков, раскиданных по квартире, радует меня
десятком подмигивающих лампочек – разве что не разговаривает.
Вдруг, посреди февраля (а в Токио это промозглая и до костей пробирающая
нулевая сырость) лампочки как-то померкли и заскучали. В доме резко
похолодало. Семья моя тоже заскучала: Таймыр по-японски, плюс сквозняки
и дети, мотающие сопли на кулак.
На бойлере, как положено, пришлепан лейбл компании, обслуживающей это
чудо техники.

Позвонил и вызвал мастера. Через пару часов является: в хрустящем от
чистоты белоснежном комбинезоне, в белых перчатках, на голове - белая
кепка с фирменной кокардой, с огроменной белой сумкой на плече. Я ему
объясняю ситуацию – слава Богу, родная страна дала мне приличное
образование, и, в отличие от новых русских, догадываюсь, что в японском
языке нет такого слова СУШИ, а есть СУСИ, а СУШИ – это калька с
английского, - короче, мы поняли друг друга с полуслова. Он понимающе
посмотрел на меня, я одобряюще кивнул. Нормально Григорий – отлично
Константин.

Работа закипела: из белоснежной сумки был извлечен … нет, не набор
инструментов, а фолиант объемом не менее 500 страниц. Этакий «Апостол»
Ивана Федорова, представьте себе, в белом переплете. Мой Мастер (далее,
исключительно из уважения, с большой буквы) ищет по оглавлению
словосочетание «не работает». Находит, ведет пальцем по оглавлению
дальше и находит слово «бойлер», ведет пальцем еще дальше и находит
маркировку моего бойлера. Минут пять сверяет маркировку с лейблом, затем
глубоко вздыхает, лезет в сумку и достает…второй том «Апостола». Снова
поиски по оглавлению, шелест страниц, как шелест знамен, снова знакомый
тяжелый вздох, и из сумки извлекается…третий том «Апостола». Затем все
три тома аккуратно раскладываются на полу и начинается самое интересное.

Поскольку японский язык, как уже упоминалось, мне немного знаком, я с
интересом наблюдаю за картинкой: 375-я страница первого тома отсылает
его к 132-й странице 3-го тома, которая, в свою очередь, шлет его к
367-й странице 2-го тома, а та – опять к первому тому, но уже к 56-й
странице. И так далее… Прикинув, что полторы тысячи страниц – это почти
«Война и мир» Толстого, я вежливо предложил Мастеру перебазироваться из
узкого и темного коридора на кухню, заварил кофе, сдвинул кухонный стол,
и мы с ним в течение 2,5 часов на кухонном полу вместе с огромным
интересом изучали мой бойлер по картинкам, схемам и техническим
руководствам. В мои обязанности входило нахождение соответствующих
ссылок в очередном томе «Апостола». Периодически он вскакивал, подбегал
к бойлеру, и из коридора до меня доносилось оморфопоэтическое наречие:
«Са-а-а-а», что в переводе с японского (в зависимости от контекста)
означает очень многое (Ну, вы понимаете)

Короче, по прошествии трех часов он аккуратно собрал все три тома, дико
извиняясь, вежливо раскланялся и посоветовал мне обратиться к
компании-производителю бойлеров, объяснив, что такой ремонт для них
слишком сложен.

Возвращается жена с ребенком. В доме разве что инея на стенах нет. Я
рассказываю ей историю про Мастера. Она с ностальгией вспоминает
сантехника Колю в Москве и бросает фразу: «Мужик ты, или не мужик.
Сделай же что-нибудь».

Иду к бойлеру, бью по нему кулаком, с ненавистью смотрю на него и вдруг
замечаю перекошенную пружину наверху. При всем своем гуманитарном
образовании догадался, что это выпускной клапан, у которого перекосило
пружину.
Короче, беру у соседа-японца молоток, двумя ударами ставлю пружину на
место и…
Лампочки замигали, бойлер повеселел и мы вместе с ним. Еще два года до
смены квартиры проблем с теплом у нас не было.

P.S. Японцы читают инструкции и следуют им, поэтому в туалетах у них
чисто. Зато у нас тепло.»
Back to top
View user's profile Send private message
Queen
Первопроходец


Joined: 02 Apr 2010
Posts: 1

PostPosted: Fri Apr 02, 2010 2:57 pm    Post subject: Reply with quote

«Понимаете, для белого человека важен результат, для желтого важен процесс получения результата. Просто пример, изготовление чая. Как мы готовим, известно всем, и нас это устраивает на все 100. Как готовят японцы. Есть у них такая чайная церемония – называется. У них каждое движение, каждый жест отточен, наклон головы, выражение лица, то, как сидит человек, где он сидит – у них регламентировано абсолютно все. АБСЛОЛЮТНО ВСЕ. Этой гребанной даже стихи посвящены и пишутся книги о философском значении. Белому это просто непонятно. Зачем ему это надо ??»
Back to top
View user's profile Send private message
Dr.Put_In
Первопроходец


Joined: 02 Apr 2010
Posts: 2

PostPosted: Fri Apr 02, 2010 2:58 pm    Post subject: Reply with quote

«Все отмечают, что в России – перманентное извержение талантов … Но средства массовой информации этот «фонтан» уже заплевали, они другое извергают – антирусские ругательства: «Пьянь, рвань, перебесившееся быдло, списанный народ, «страна дураков»!…» Поистине – как у нас говорят: не накормивши, не напоивши врага не наживешь…

Кстати, к вопросу о «дураках»… По словам В.Шмакова, если сознание человека ПРЕВОСХОДИТ общий уровень на порядок, то неразвитое сознание воспринимает этого человека именно как ДУРАКА. То есть более высокое для извращающего низкого сознания выглядит именно ГЛУПЫМ. Мир потешается над Россией как страной дураков. Я поздравляю мою Родину: наш уровень сознания на порядок выше – потому и потешаются…»

«Вот собственно идея об асимметрии деятельности головного мозга

В ментальности одних людей доминирует ФУНКЦИЯ ПОВТОРА (это функция ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ головного мозга, которое управляет правой стороной тела). В ментальности других людей преобладает функция ОБНОВЛЕНИЯ, НЕПОВТОРИМОСТИ, ТВОРЧЕСТВА (а это уже прерогатива ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ, которое управляет левой стороной телаНа лице левополушарных людей почти не видно эмоций, наверное, потому, что СЕРДЦЕ у человека находится СЛЕВА – и соотнесено именно с ПРАВЫМ, потому и «эмоциональным», ПОЛУШАРИЕМ МОЗГА. Уже опубликованы серьезные исследования, доказывающие, что СЕРДЦЕ умнее ГОЛОВЫ (наверное, правое полушарие УСИЛЕНО УМОМ СЕРДЦА, и потому русские таланты рождаются в ГАРМОНИЧНОМ СОЕДИНЕНИИ СЕРДЦА И ГОЛОВЫ, а левополушарные ЛИШЕНЫ адекватной сердечной подпитки).

Образование у нас сейчас ЛЕВОПОЛУШАРНОЕ, построенное на угнетении функции правого полушария, отсюда и девиз «Повторение – мать учения!», хотя повторение для правополушарных – не мать, а мачеха тяжело правополушарному ребенку в левополушарной школе. По наблюдению музыкальных педагогов, например, многие ребятишки на сольфеджио после нескольких правильно озвученных и повторенных музыкальных фраз начинают НАМЕРЕННО ПЕТЬ НЕПРАВИЛЬНО: им надоело ПОВТОРЯТЬ.

А тут еще и единый государственный школьный экзаменационный стандарт чиновники выдумали. Еще одна левополушарная давильня на правое полушарие. Школа (даже и слово происходит от СХОЛА, то есть СХОЛАСТИКА) требует исключительно ПОВТОРЕНИЯ и всеми силами борется именно с ТВОРЧЕСТВОМ, с НЕПОВТОРИМОСТЬЮ.

Еще в советское время один молодой ученый Александр Чесноченко излагал такие идеи: по его мнению, функция левого полушария в большей мере активизирована в ментальности монголоидной расы, а функция правого полушария доминирует у европеоидов. Правое и левое полушария – это как два полюса мира – Дионис и Аполлон.»

«Не помню, откуда у меня в памяти отложился этот факт, но он не выдуман мною… Речь идет о том, как один офицер сравнивал призванных на военную службу русского и азиата, причем сравнение было в данном случае совсем не в пользу русского – и вот почему: «Чукчу научишь правильно стрелять – и он всю оставшуюся жизнь будет правильно и метко стрелять… Но русский!… Объяснил ему, он все понял, он выстрелил, он попал!… И всё!… Он первый и последний раз стрелял как надо!… Дальше начинается его самодеятельность: а если попробовать стрелять в движении?… Или с положения лежа на спине?… А если попробовать стрелять, целясь в зеркальце?… И пробует!… И уже, разумеется, не всегда попадает с первого раза!…»

Вот этим, Гриша, и сильна Россия! Это «ихним» умом не понять! Пусть внедряют «болонскую систему», пусть вводят ЕГЭ. Ни хрена у них не получится. Чурки они и есть чурки.
Back to top
View user's profile Send private message
shamil
Профессионал


Joined: 21 Nov 2005
Posts: 439

PostPosted: Sat May 08, 2010 5:21 am    Post subject: Reply with quote

Наверное я не в тему... Тут в нашем доме (дело в канаде происходит, кто не в курсе) русский сосед поселился, астрофикиз, что-то там по Солнцу. Получил контракт в местном универе и вот приехал из штатов. Рассказал он мне такую историю, завёт его декан факультета (его босс то бишь) на стакан кофе, тут привычка такая если что сразу кофе пить. Вот покупают они кофе, а декан и говорит, мол а чего это ты discount card не берёшь (на ней пробивают дырки за каждый стакан, 10-ый получается бесплатно)? И вот мой сосед говорит, ну что ему ответит - это тот декан, который советуем ему сэкономить чуть больше бакса, хотя сам через полтора месяца собирается его выкинуть, потому что контракт закончивается.

Находясь под таким стрессом местная профессура ходит слегка пришибленная и, естественно, про долгосрочные проекты не думает. Если проект помещается в полгода, хорошо, если дольше, то скорее всего большинство заниматься таким не будет.
Back to top
View user's profile Send private message
DSA
Матерый


Joined: 27 May 2006
Posts: 164

PostPosted: Thu May 13, 2010 10:06 pm    Post subject: Reply with quote

А что, в Канаде тоже "демографическая яма"?
Back to top
View user's profile Send private message
shamil
Профессионал


Joined: 21 Nov 2005
Posts: 439

PostPosted: Fri May 28, 2010 1:49 am    Post subject: Reply with quote

Естественно, если бы не иммигранты, было бы как в Японии.
Back to top
View user's profile Send private message
Gentleman
Основатель


Joined: 22 Nov 2005
Posts: 626
Location: Красноярск

PostPosted: Thu Jul 08, 2010 9:39 pm    Post subject: Болонская система создает марионеток Reply with quote

Болонская система создает марионеток http://rutube.ru/tracks/3281900.html?v=5ff1fc0ac05ddf54926e7b96d67debf4
Back to top
View user's profile Send private message
Display posts from previous:   
Post new topic   Reply to topic    Добро пожаловать на форум сайта Forum Index -> Школа XXI-го века All times are GMT + 7 Hours
Page 1 of 1

 
Jump to:  
You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot vote in polls in this forum



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group