Добро пожаловать на форум сайта Forum Index Добро пожаловать на форум сайта www.triz-guide.com
Изобретателями не рождаются - ими становятся!
 
 FAQFAQ   SearchSearch   MemberlistMemberlist   UsergroupsUsergroups   RegisterRegister 
 ProfileProfile   Log in to check your private messagesLog in to check your private messages   Log inLog in 

ТРИЗ и дети

 
Post new topic   Reply to topic    Добро пожаловать на форум сайта Forum Index -> Школа XXI-го века
View previous topic :: View next topic  
Author Message
Gentleman
Основатель


Joined: 22 Nov 2005
Posts: 626
Location: Красноярск

PostPosted: Tue May 19, 2009 6:18 pm    Post subject: ТРИЗ и дети Reply with quote

ТРИЗ и дети. Можно ли давать ТРИЗ детям?

Last edited by Gentleman on Tue May 19, 2009 9:48 pm; edited 1 time in total
Back to top
View user's profile Send private message
eretik
Тризовец


Joined: 14 Feb 2009
Posts: 32
Location: Siberia

PostPosted: Tue May 19, 2009 7:56 pm    Post subject: Re: ТРИЗ и дети Reply with quote

Gentleman wrote:
Можно ли давать ТРИЗ детям.


Вопрос, заданный Gentleman’ом, только на первый взгляд - простой! Психологическая инерция тут как тут: конечно же, да! Можно! Не удачного опыта преподавания ТРИЗ в детской аудитории мне встретить не довелось. Элементы ТРИЗ легко воспринимаются обычными школьниками обычных средних школ. Возраст ребят (первый ли класс, или одиннадцатый) большой роли не играет: качество обучения определяет квалификация преподающего ТРИЗ.

Но! Как только переходишь от «урока ТРИЗ» к «курсу ТРИЗ» возникает множество вопросов: что давать, в какой последовательности давать? Знакомить ли с «еще одним предметом», или учить решать задачи… Давать «взрослый» ТРИЗ, или «детский»? Давать АРИЗ (АРИЗ-85В, или АРИЗ’енок)? Давать «полный» ТРИЗ, или какие-то «элементы» ТРИЗ? Давать ТРИЗ, как связанные между собой инструменты решения задач? А какие-такие задачи нужно уметь решать ребенку при помощи ТРИЗ? Или давать ТРИЗ, как жизненную стратегию?...

Думаю, вопрос не столько в том, можно ли давать ТРИЗ детям? Более важный вопрос - нужно ли давать ТРИЗ детям? А вот на этот вопрос можно получить взаимно исключающие ответы. От восторженных: ТРИЗ – дверь для детей в новый мир! До тревожных – давать ТРИЗ детям крайне опасно (и даже, о ужас! - преступно!).

Убежден, ТРИЗ не бывает «взрослым» и «детским», «для девочек» и «для мальчиков»… ТРИЗ, он - или есть, или его нет.

PS
А чем «ребенок, знающий ТРИЗ» отличается (будет отличаться) от «ребенка не знающего ТРИЗ»?
_________________
Даже самый никудышный подъем,
Мы не крыльями берем, а горбом...
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
Drakon
Старейшина


Joined: 28 Apr 2009
Posts: 25

PostPosted: Tue May 19, 2009 9:19 pm    Post subject: Reply with quote

«Одесский ответ» на главный вопрос – а можно ли давать детям математику? Или – тем более – химию? Квалифицированный химик может очень много, СЛИШКОМ много – тут и наркотики, и взрывчатка, и прочие мелкие яды…

«Всякий жирный плюс состоит и двух жирных минусов».
Можно ли человечеству (взрослому человечеству) давать атомную энергию? А электрическую? Тепловую?.. Так ведь можно прийти к требованию жить в пещерах, одеваться в пальмовые листья и даже огонь не разводить… На всякий случай. :)
Изучение ТРИЗ – вполне объективный процесс. Не будет науки с таким названием – будет другая… С теми же функциональными признаками… :)

Но это только часть проблемы. Есть и другая – ЧЕМУ учить? На одной из «веток» этого форума попалось высказывание о том, что вепольный анализ детям давать рано. А почему, собственно? ЧТО именно они могут не понять или не так использовать? То же самое – с другими инструментами.
Сравним с математикой. Действительно, дифференциальные уравнения детям пока объясняют плохо. Но обычное интегральное исчисление можно достаточно понятно изложить и на уровне детского садика. Естественно, строгого доказательства не получится, но – в таком возрасте – оно ещё НЕ требуется. Идёт обычное знакомство, затем – привыкание. И только после этого – серьёзная математическая подготовка. Но знакомство желательно начать пораньше. И – на хорошем методическом уровне. Как говорил Генрих Саулович, «в университетах учат профессора, в школах – учителя с высшим образованием, а в детских садиках – в лучшем случае со средним. А должно быть не так, профессор должен быть в садике». Максимализм, конечно, но что-то в этом есть… :)
Back to top
View user's profile Send private message
Drakon
Старейшина


Joined: 28 Apr 2009
Posts: 25

PostPosted: Tue May 19, 2009 9:26 pm    Post subject: Reply with quote

И ещё одно важное замечание.
Как вы думаете, а подготовка ТРИЗ для взрослых не опасна? И правильно ли она проводится сегодня? Потому что если судить по результатам (решениям задач) – назвать это нормальным процессом как-то не всегда получается.
Или я не прав? :)
Back to top
View user's profile Send private message
Gentleman
Основатель


Joined: 22 Nov 2005
Posts: 626
Location: Красноярск

PostPosted: Wed May 20, 2009 10:55 am    Post subject: Reply with quote

Помню вел занятия с 1-классниками "метод фантастического сложения". Так вот один ученик придумал бомбу-бутерброд...
Back to top
View user's profile Send private message
eretik
Тризовец


Joined: 14 Feb 2009
Posts: 32
Location: Siberia

PostPosted: Thu May 21, 2009 12:17 pm    Post subject: Reply with quote

Drakon wrote:
...а можно ли давать детям математику? Или – тем более – химию? Квалифицированный химик может очень много, СЛИШКОМ много – тут и наркотики, и взрывчатка, и прочие мелкие яды…


Математика, физика, химия (и другие школьные предметы) дают детям новые знания. ТРИЗ же – не расширяет область знания, он формирует мировоззрение!

Существуют разные мировоззрения (да простят меня Философы!):
- естественнонаучное - познание окружающего нас мира таким, каков он есть;
- религиозное – познание мира, как путь к Богу;
- коммунистическое – построение коммунизма (изменение мира при помощи классовой борьбы);
- бытовое – приспосабливание к миру через поиск компромиссов…

ТРИЗ формирует НОВОЕ мировоззрение (да простят меня Мастера ТРИЗ!): окружающий нас мир – непрерывная цепь столкновений противоречивых требований природных, технических и социальных систем (и их подсистем).

Замечено, ТРИЗ быстро ломает детское (бытовое) мировоззрение! И начинаются конфликты между ребятами (знакомыми и незнакомыми с ТРИЗ), между ребятами и их родителями, между ребятами и их учителями… Был случай, когда меня вызвал к себе директор подшефной школы (в которой я проводил уроки ТРИЗ, как обязательный урок в школьном расписании). Директор показал мне заявление об увольнении (по собственному желанию) хорошего учителя математики.

Чтобы было понятно, немного истории… В классе (в котором проводились уроки ТРИЗ) учительница математики много лет была классным руководителем. Естественно, что мои уроки всегда были за ее уроками. Учительница часто была на уроках ТРИЗ, и, сидя на задней парте, просто слушала. Уроки всегда проходили в кабинете математики. Так было и на последнем занятии.

Как на грех, тема урока была – «Противоречия, и способы их разрешения». Чтобы было «близко к жизни», я взял деревянный параллелепипед (один из многочисленных наглядных пособий кабинета математики) и деревянную линейку. Перед классом была поставлена задача: измерить линейкой большую диагональ деревянного параллелепипеда. Противоречие выявили быстро: чтобы измерить, линейка должна быть ВНУТРИ параллелепипеда; но параллелепипед «цельнодеревянный» (и линейку туда «не запихнешь»), поэтому линейка должна быть СНАРУЖИ.

Здесь учительница (всегда на уроках молчавшая) решила принять участие в обсуждении способа «запихивания» линейки без ее «запихивания». Класс (во главе с учительницей) быстро пришел к единодушному мнению, что это – НЕВОЗМОЖНО. Я совершил грубую ошибку, захотел ярко показать психологическую инерцию (а надо было брать тайм-аут). Кончилось плохо: учительница математики на глазах своего класса не смогла измерить линейкой расстояние между двумя точками. Результат – заявление об увольнении.

PS
Увидеть мир через призму неизбежных противоречий на своем жизненном пути… Под силу ли не сформировавшейся психике ребенка?

PPS
А можно ли за несколько часов обучения сформировать у ребенка НОВОЕ мировоззрение? Быстро сломать – просто; быстро построить?...
_________________
Даже самый никудышный подъем,
Мы не крыльями берем, а горбом...
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
DSA
Матерый


Joined: 27 May 2006
Posts: 164

PostPosted: Fri May 22, 2009 2:21 pm    Post subject: Reply with quote

Quote:
Здесь учительница (всегда на уроках молчавшая) решила принять участие в обсуждении способа «запихивания» линейки без ее «запихивания». Класс (во главе с учительницей) быстро пришел к единодушному мнению, что это – НЕВОЗМОЖНО. Я совершил грубую ошибку, захотел ярко показать психологическую инерцию (а надо было брать тайм-аут). Кончилось плохо: учительница математики на глазах своего класса не смогла измерить линейкой расстояние между двумя точками. Результат – заявление об увольнении.

С учителями математики у ТРИЗ - особые отношения. Причина простая - широко бытующее и воспринимаемое суждение о том, что "математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит."
Лучше всего, конечно заранее ознакомить учителей с программами и примерами, целями ТРИЗ в школе. И прогнозировать всевозможные "конфликты". А вообще, не следует переживать за такие ситуации. ТРИЗ, как и всякая другая наука, имеет свои подходы и способы решения задач. Можно вспомнить и другой пример - с измерением объема лампочки. Наоборот, ТРИЗ расширяет и делает более научным мировоззрение детей, дополняя и расширяя кругозор детей.
А потом, я всегда привожу детям слова Альтшуллера, когда обнаруживаю особенность подходов при изложении ТРИЗ.
Помните... "Ведь это же алгоритм необычного, изобретательского мышления..." Они вспоминают ранее просмотренный фильм, и конфликтов не бывает.
Дети необычность подходов воспринимают достаточно легко. Со взрослыми труднее.
А вообще, коллеги, математика должна занимать в школе должное ей место, без преьензий на господство.
Дематематизация школьного образования - это веление времени. И для ТРИЗ - это одна из ее миссий в школе. Посмотрите на программы по физике в школе. Это физика. Когда я предлагаю детям вспомнить закон архимеда, они в 10 классе морщат лоб и усиленно пытаются вспомнить формулу.
Зрелище для здравомыслящего человека нетерпимое. Поэтому, Eretic, не мучте себя угрызениями совести. Если та учительница математики ушла, она была слабая учительница, плохой профессионал.
Back to top
View user's profile Send private message
DSA
Матерый


Joined: 27 May 2006
Posts: 164

PostPosted: Fri May 22, 2009 2:33 pm    Post subject: Reply with quote

Eretic писал
Quote:
Математика, физика, химия (и другие школьные предметы) дают детям новые знания. ТРИЗ же – не расширяет область знания, он формирует мировоззрение!

Строго говоря, знания, изучаемые специализируемыми науками (физика, химия, и т.д.) не есть знания. Любая специализация искажает отражение объекта исследования. Вспомним, что ранее была лишь одна философия.
Так вот ТРИЗ, являясь своеобразной философией как раз и "восстанавливает", делает более истинными те представления об объектах исследования, которые дети получают на различных уроках.
Back to top
View user's profile Send private message
eretik
Тризовец


Joined: 14 Feb 2009
Posts: 32
Location: Siberia

PostPosted: Mon May 25, 2009 2:29 pm    Post subject: Reply with quote

DSA wrote:
Лучше всего, конечно заранее ознакомить учителей с программами и примерами, целями ТРИЗ в школе. И прогнозировать всевозможные "конфликты".


Школа была частная. Учительница математики была Заслуженная. Уходить из школы пришлось мне. Народная мудрость гласит: «Умный учится на чужих ошибках». Работая с детьми, приходится больше учиться на своих ошибках... В другой (не частной, обычной средней общеобразовательной школе) ошибку попробовал исправить. Проблема виделась простой.

Чтобы в новой школе не было конфликтов на почве непонимания ТРИЗ (между детьми; детьми и учителями; детьми и родителями; и всех вместе взятых – с преподавателем ТРИЗ), нужно познакомить ВСЕХ - всю школу (администрацию, учителей, учеников и их родителей) - с ТРИЗ. Это - идеальный конечный результат. Но в 30-ти классах школы такое «ознакомление» потребует много времени.

Шаг назад от идеального конечного результата: познакомить ВСЕХ с Задачами, которые решает ТРИЗ (будут интересны Задачи, возникнет интерес к методике решения этих Задач). Но и это сделать можно далеко не быстро. Реальная моя производительность - проведение по одному занятию (в неделю) в 3-х классах.

Далее – усложнение условий: познакомить с Задачами ВСЕХ нужно максимально быстро (за одну неделю).

Использованные для решения проблемы Вещественно-полевые ресурсы:
- первые числа сентября (у ребят летние каникулы «еще не закончились», у учителей новый учебный год «еще не начался»);
- обязательные классные часы (выборы старост, знакомства с новыми учениками и учителями…);
- обязательные родительские собрания (в начале учебного года: с какими новыми требованиями столкнутся ученики в новом учебном году, сколько денег и для чего нужно собрать…).

Модель решения проблемы: во всей школе (во всех классах) проводится конкурс по решению «творческих» Задач с раздачей призов (книг по фантастике и ТРИЗ) победителям.

Реализация решения: для каждого класса (с 1-го по 11-ый) напечатал по три Задачи, и отдал их всем классным руководителям. На это ушло без малого 50 задач, старался «попасть в возраст». Естественно, Задачи были без контрольного ответа. Обязательно было нужно решить одну Задачу – понравившуюся (остальные – по желанию). Задание – на всю неделю. Можно советоваться со всеми (товарищами, учителями, родителями…). Ответ (и его обоснование) написать на отдельном листочке, и отдать классному руководителю.

Через неделю завуч передал мне чемодан листочков с решениями.

Результат:
- Урок ТРИЗ был включен как обязательный предмет в школьное расписание всех «а»-классов (с 1-го по 11-ый). Традиционно, «а»-классы – самые сильные, и дополнительная нагрузка таким ребятам не повредит.
- Преподаватель ТРИЗ был включен в методический Совет школы.
- Две четверти (половину учебного) года в этой школе урок ТРИЗ проводился по школьному расписанию как обязательный урок (с аттестацией всех учеников).
_________________
Даже самый никудышный подъем,
Мы не крыльями берем, а горбом...
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
DSA
Матерый


Joined: 27 May 2006
Posts: 164

PostPosted: Tue May 26, 2009 6:25 pm    Post subject: Reply with quote

eretik писал
Quote:
Добавлено: Пн Май 25, 2009 10:29 am Заголовок сообщения:

--------------------------------------------------------------------------------

DSA писал(а):
Лучше всего, конечно заранее ознакомить учителей с программами и примерами, целями ТРИЗ в школе. И прогнозировать всевозможные "конфликты".


Школа была частная. Учительница математики была Заслуженная. Уходить из школы пришлось мне.

Частные школы - отдельный разговор. У меня есть неудачный опыт "въезда" в частный ВУЗ. Полгода продержался. Удалил студентку с занятия, мешала и мне и другим студентам. За это и поплатился...
Back to top
View user's profile Send private message
eretik
Тризовец


Joined: 14 Feb 2009
Posts: 32
Location: Siberia

PostPosted: Thu May 28, 2009 4:41 pm    Post subject: Reply with quote

DSA wrote:
С учителями математики у ТРИЗ - особые отношения. Причина простая - широко бытующее и воспринимаемое суждение о том, что "математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит."


DSA wrote:
Дематематизация школьного образования - это веление времени. И для ТРИЗ - это одна из ее миссий в школе.


Я не согласен с DSA: у математики в школе важное, особенное положение.

Физика описывает суть КАЧЕСТВЕННОГО отличия одного явления от другого (да порвут меня на части физики за такую формулировку!). Химия описывает суть, условия и последовательность ПРЕВРАЩЕНИЯ одного вещества в другое (да защитят меня от проклятий химиков!). Обе науки описывают СВОЙСТВА и ПРОЦЕССЫ.

Математика изучает ЧИСЛА (и позволяет, например, вычислить площадь круга). Математика определяет КОЛИЧЕСТВО чего-либо. Чтобы сосчитать, например, количество голов в стаде, надо сосчитать количество коров, прибавить к полученному числу количество лошадей, и добавить к полученному результату количество овец, и…

Чтобы сосчитать, нужно абстрагироваться от конкретики, уйти в числа, произвести необходимые преобразования по определенным правилам, и вернуться назад к конкретике.

Кроме того, математика позволяет создать математическую модель процесса (количественно определить пропорции и концентрации…), и сравнивать разные процессы между собой. Не об этом ли говорит нам S-образина развития систем?

Помните книгу Г.С. «Творчество, как точная наука». Изобретения по ФОРМУЛАМ! Возможно ли такое? А «Вепольный анализ» не есть ли будущий раздел математики (да не прогневаются на меня мастера ТРИЗ)?...
_________________
Даже самый никудышный подъем,
Мы не крыльями берем, а горбом...
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
DSA
Матерый


Joined: 27 May 2006
Posts: 164

PostPosted: Fri May 29, 2009 9:53 pm    Post subject: Reply with quote

Eretic
Quote:
Я не согласен с DSA: у математики в школе важное, особенное положение.

Я на школьную математику стал глядеть глащами сына. он паталогически не мого решать математические задачи. Например, в первом классе он спокойно от длины пальто 157 см отнимал количество пуговиц - 12 и получал ответ.
Его потрясающая неспособноть усвоить математику заставила меня внимательно приглядеться к тому, что изучает сын. Учебник седьмого класса, определение пропорции.
"Пропорция называется верной, если произведение ..."
Далее, ниже, нигде не приводится определение неверной пропорции.
Может Вы мне подскажете, что это такое.
Я обратился к учителям математики, объяснить мне, что такое неверная пропорция. Это ввело их в глубокую задумчивость.
Я и дальше стал предвзято знакомиться с математикой - и понял простую истину.
Нормальный здравомыслящий ребенок после изучения школьной математики должен ее ненавидеть и не обязан ее понимать.
Так, что, коллега, пережде чем "грузить" детей ТРИЗ, их необходимо разгрузить от математического плена.
А что физика? У меня книжки есть Перельмана и школьной физики. Сравнил. Те же выводы
А мы с Вами здесь обсуждаем, нужна ли ТРИЗ в школе, детям. Да - это единственно что-то здравомысленное. Нужна, из уст здравомыслящих преподавателей.
Back to top
View user's profile Send private message
eretik
Тризовец


Joined: 14 Feb 2009
Posts: 32
Location: Siberia

PostPosted: Sat Oct 03, 2009 12:27 pm    Post subject: Reply with quote

DSA wrote:
...А мы с Вами здесь обсуждаем, нужна ли ТРИЗ в школе, детям. Да - это единственно что-то здравомысленное...


А мне все-таки непонятно:
- зачем нужен ТРИЗ ребенку?
- зачем нужен ТРИЗ в школе?

Какова Цель? Какова Главная полезная функция? Еще один предмет из многочисленного множества других предметов? Если даже математика с физикой для ребенка вредны! Извините...
_________________
Даже самый никудышный подъем,
Мы не крыльями берем, а горбом...
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
DSA
Матерый


Joined: 27 May 2006
Posts: 164

PostPosted: Thu Oct 08, 2009 5:36 pm    Post subject: Reply with quote

Вы, уважаемый Еретик, так настойчиво ставите вопросы, что даже я, два десятка лет обучающий ТРИЗ школьников в школе начал сомневаться.
Безусловно, главным объектом ТРИЗ в школе являются дети. ТРИЗ для школы - не нужен, хоть и пелезен. Школа - лишь носитель функции.
В чем заключается эффект проявления функции школы в детях? В изменении степени готовности детей к жизни в будующем мире.
ТРИЗ готовит детей к жизни в изменяющемся, эволюционирующем мире. И не просто готовит, а формирует, развивает в детях способности эффективноэтот мир менять.
Есть еще одна важная функция ТРИЗ в школе - интеграция разрозненных знаний в целое в сознании детей.
Back to top
View user's profile Send private message
Display posts from previous:   
Post new topic   Reply to topic    Добро пожаловать на форум сайта Forum Index -> Школа XXI-го века All times are GMT + 7 Hours
Page 1 of 1

 
Jump to:  
You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot vote in polls in this forum



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group