Добро пожаловать на форум сайта Forum Index Добро пожаловать на форум сайта www.triz-guide.com
Изобретателями не рождаются - ими становятся!
 
 FAQFAQ   SearchSearch   MemberlistMemberlist   UsergroupsUsergroups   RegisterRegister 
 ProfileProfile   Log in to check your private messagesLog in to check your private messages   Log inLog in 

ФАБРИКА ИННОВАТОРОВ

 
Post new topic   Reply to topic    Добро пожаловать на форум сайта Forum Index -> Есть ли шансы у России?
View previous topic :: View next topic  
Author Message
Gentleman
Основатель


Joined: 22 Nov 2005
Posts: 626
Location: Красноярск

PostPosted: Thu Jan 17, 2008 8:21 pm    Post subject: ФАБРИКА ИННОВАТОРОВ Reply with quote

ФАБРИКА ИННОВАТОРОВ
Виктор Тимохов


Сегодня только одна из десяти инноваций успешна. Остальные - бессмысленная трата денег, времени и усилий. Можно ли как-то изменить эту печальную ситуацию?

Успех и инновации - неразделимые понятия?

Известно много случаев, когда компании делали ставку на инновации, выходили на рынок с каким-нибудь интересным, новым товаром или бизнес-идеей и добивались успеха. Но не все любят быть первооткрывателями. Ведь те, случается, делают ошибки, которые обходятся дорого. Поэтому многие предпочитают приходить на подготовленный рынок, учитывая опыт своих предшественников.
Разумеется, у «вторых» не будет славы инновационной компании - первопроходца. Но именно они часто достигают успеха, снимая все сливки. Скорее всего, правы и те, кто делает ставку на инновации, и те, кто выходит на рынок с опробованным продуктом.
Но все равно непонятно, как поступать предпринимателям: как находить новации, какие и когда внедрять, а от каких отказаться? И как, наконец, повышать эффективность их внедрения? Отвечая на этот вопрос, сначала надо задать себе два других:
1. Существуют ли эффективные методы разработки и внедрения инноваций?
2. Есть ли методы эффективного массового обучения инноваторов?

А есть ли метод?

Существуют ли эффективные методы разработки и внедрения инноваций? Этот вопрос интересует сегодня многих. Ответ на него мы по привычке ищем в зарубежном опыте. А ведь в России давно существует теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - самый эффективный метод разработки инноваций. С помощью него специалисты разрешают серьезные противоречия, препятствующие развитию систем, и увеличивают эффективность в десятки, а иногда и в сотни раз. Приведем несколько примеров.
Один из горно-обогатительных комбинатов на территории СНГ подготовил совместно с отраслевым институтом проект запуска нового производства, для которого требовалось новое оборудование, а также строительство электроподстанции и линии электропередачи. Мастер ТРИЗ А.В. Подкатилин предложил интересное решение,благодаря которому был кардинально изменен технологический процесс и не понадобились ни подстанция, ни линия электропередачи, а экономия составила более 10 миллионов долларов.
Компания Procter&Gamble недавно сообщила, что препарат Whitestrips, применяющийся для отбеливания зубов, стал ее самым успешным за сто лет новым продуктом: только в течение первых шести месяцев с Whitestrips было выручено 300 миллионов долларов. Этот продукт был создан тризовскими фирмами «Алгоритм» (Россия, Санкт-Петербург) и 3GenРartners (США, Бостон).
В 2000 году в Институте передовых технологий компании Samsung была организована группа ТРИЗ, методическим руководителем которой стал Николай Шпаковский. За два года в результате работы ТРИЗ-консультантов в компании было успешно выполнено более 40 проектов, внедрение которых принесло корпорации Samsung более 90 миллионов долларов.
Сегодня в компании работает уже несколько местных групп - учеников российских тризовцев, и за последние пять лет они дали экономический эффект, превышающий 200 миллионов долларов. Примеры можно приводить долго.

ПРИМЕР
Ставка на инновацию


С чего началась история разработки нейлона? Изобретение этого материала, сделанное в американской компании Du Pont в 1935 году, принадлежит группе ученых под руководством доктора Уоллеса Каротерса. Перед исследователями стояла задача разработать материал, близкий по качеству к шелку: производство чулок из натурального волокна стоило очень и очень дорого.
Хотя опыты по его созданию проводились в течение нескольких лет, открытие можно назвать случайным: разогрев смесь каменноугольной смолы, воды и этилового спирта, ученые обнаружили, что получившееся вещество похоже на шелк, прозрачное и очень прочное. Новое волокно состояло из водорода, азота, кислорода и углерода. А его коммерческое название появилось позже, в 1939 году на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке - NYlon («нейлон») - по первым буквам названия города New York.
Нейлон - первый синтетический полимер, физические свойства которого превосходят свойства некоторых металлов. Этот материал имеет невероятное сочетание свойств: высокую прочность, среднюю жесткость и устойчивость к высокой температуре (+85°C), большинству химикатов и некоторым веществам. Благодаря своим высоким качественным показателям нейлон используется и в технических целях. Например, превосходные электроизоляционные свойства сделали возможным широкое применение изделий из нейлона в электротехнике.
Расходы У. Каротерса на исследования повергали бухгалтеров в шок: за семь лет он истратил 27 миллионов долларов. Однако они окупились буквально за год. Нейлоновые чулки стоили дороже шелковых, а ажиотаж вокруг них был так велик, что на продажу этой части одежды пришлось даже поставить беспрецедентное для США ограничение: продавать только местным горожанкам и по три пары в одни руки. Когда же чулки появились в одном из магазинов Нью-Йорка, там случилось столпотворение, и для наведения порядка вызвали 320 полицейских. С тех пор началось шествие нейлона по планете.
Итак, метод разработки и внедрения инноваций существует и эффективность его налицо. Но возникает второй вопрос: возможно ли обучиться новаторству? Безусловно да: прежде всего, в школе ТРИЗ. Но она не единственная готовит людей с изобретательским мышлением.

Где еще учат на инноватора?
Обратимся к мировому опыту. Сразу же придется отметить, что инноваторов не готовят в вузах. Поэтому речь пойдет о послевузовском обучении в специальных школах бизнеса. Сейчас очень популярны программы обучения Master of Business Administration (МВА), которые позиционируются как элитные.
В качестве студентов туда принимают только тех, у кого есть высшее образование и опыт управленческой работы. Качество такого обучения высокое, и выпускники бизнес-школ могут претендовать в будущем на достойную зарплату. Метод кейс-стади, который уже более ста лет применяется в этих обучающих заведениях, может стать основой и для проектирования системы обучения инноваторов.

Что такое кейс-стади?
Кейс-стади (от англ. case study - учебный пример) - метод обучения, в основе которого лежит описание реальных экономических и социальных ситуаций, как правило, содержащих какое-либо противоречие. Студенты должны проанализировать задачу, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на фактическом материале, и кресельные, то есть вымышленные. Внимание студентов фиксируется на экстремальных или стратегических случаях, с тем чтобы студенты научились справляться со сложными проблемами и получили навыки управления бизнесом.
Кейс-стади появился в школе права Гарвардского университета в 1870 году, а его активное внедрение началось в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году. Существуют два типа классических школ кейс-стади: Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В Гарварде обучают поиску единственно верного решения, в Манчестере - различных решений.

ПРИМЕР

Ставка на опробованный продукт


Как была внедрена в продажу автоматическая посудомоечная машина? Первую в Европе серийную бытовую модель с приводом от электродвигателя в 1960 году выпустила немецкая компания Miele. Белая машина цилиндрической формы перемещалась по кухне на трех колесах, посуда в нее загружалась сверху, через откидывающуюся крышку. Сначала посудомоечную машину сделали похожей на стиральную: так ее создатели пытались добиться лояльности потребителя, предложив ему внешне знакомый бытовой прибор. Однако в этом была их ошибка. Устройства сильно отличались друг от друга с технической точки зрения, поэтому пришлось приложить немало усилий, чтобы сделать их одинаковой формы. В результате посудомоечная машина стоила в два раза дороже стиральной, а домохозяйки, видя два похожих устройства, не могли понять, почему одно из них дороже. В этом случае новаторы четко определили новый рынок, но совершили ошибку. А те, кто шли за ними, учли ее, и их новый товар завоевал рынок.

Бизнес-школы уделяют кейс-стади много внимания. Так, в Уортоне (США) на разбор кейсов тратится до 30% учебного времени, в Гарвардской школе бизнеса - 90%. Студент западной бизнес-школы за время обучения прорабатывает сотни кейсов.

Достоинства и недостатки метода кейс-стади
Метод кейс-стади предполагает коллективное обсуждение кейсов. При этом у студентов вырабатывается навык совместной работы, умение выступать, отстаивать свои предложения и слушать других, в процессе совместных обсуждений завязываются личные контакты, которые так полезны бизнесменам.
Кейс-стади, которые предлагают бизнес-школы, позволяют учиться на реальных примерах, в том числе инновационных, решать проблемы и управлять бизнесом и поэтому идеально подходит для обучения инноваторов.
Недостатки его не так очевидны и о них практически не пишут. Вот некоторые из них.
1. Дороговизна метода. Год обучения в авторитетной бизнес-школе, где учат с помощью кейс-стади, стоит более 30 тысяч долларов.
2. Срок обучения. Стандартный курс длится два года. Не многие могут позволить себе на такое время выйти из бизнеса. Поэтому сегодня более половины студентов MBA учатся на его вечерних отделениях.
3. Отсутствие инструментальных методов решения проблем. В классическом методе кейс-стади, как правило, ставится акцент на исходной проблеме и далее на предлагаемых студентами решениях. А вот методам постановки задачи и поиска решений уделяется совсем немного времени. Правда, используются мозговой штурм, в том числе конференция идей и другие его разновидности, а также модели типа «бостонской матрицы», SWOT-анализа.
Но эти методы анализа и решения задач малоэффективны. Отсутствие в кейс-стади инструментальных методик «затушевывается» коллективным методом обсуждения, презентациями и конкурентной дискуссией студентов. Создается иллюзия высокой креативности метода. А по сути, это завуалированный устаревший метод проб и ошибок, малоэффективный при решении серьезных творческих задач.
Причем у преподавателей и студентов создается уверенность, что с помощью типовых решений можно справиться со многими проблемами. Но бизнес-реальность не вписывается в прокрустово ложе шаблонов вчерашнего дня. Ведь выпускники будут работать в быстро меняющемся настоящем и малопрогнозируемом будущем. Таким образом, кейс-стади не позволяет в полной мере готовить предпринимателей и инноваторов, а лишь - наемных управленцев-менеджеров. Исключения типа французской бизнес-школы INSEAD лишь подтверждают это правило.
Вот в этих недостатках и заключается несовершенство кейс-стади. Хотя этот метод сегодня - мировой стандарт бизнес-образования, он уже не отвечает вызовам времени. С увеличением динамичности мира, развитием интернет-технологий, появлением новых бизнес-моделей становится очевидно, что жизненный цикл этой обучающей системы завершается. Где же выход? В серьезной реорганизации метода кейс-стади или в построении принципиально новой системы? Читайте об этом в следующей статье.

ФАБРИКА ИННОВАТОРОВ
Виктор ТИМОХОВ


В предыдущем номере была сделана попытка ответить на вопрос: существуют ли методы эффективного массового обучения инноваторов?1 Был рассмотрен метод кейс-стади и сделан вывод о том, что он уже устарел. С увеличением динамичности мира, развитием интернет-технологий, появлением новых бизнес-моделей становится очевидно, что жизненный цикл этой обучающей системы завершается. Где же выход? В серьезной реорганизации метода кейс-стади или построении принципиально новой системы?

Сто лет назад более половины трудоспособного населения США было занято в сельском хозяйстве, а сегодня - всего лишь 3%. Такая же тенденция наблюдается и в промышленности.
Прибыль постепенно перемещается в сферу торговли информацией. В развитых странах сегодня основным капиталом являются не материальные активы, а интеллектуальная собственность. Наибольшую прибыль приносят изобретения, ноу-хау, а также новые бизнес-идеи и технологии.
Получается, что потребность в инновациях постоянно растет, а кейсов для обучения инноваторов почти нет.
Сегодня получить знания не проблема: в нашем распоряжении весь Интернет. Однако зачастую он выдает много ненужной информации: вспомните хотя бы о спаме. А сколько лишних и недостоверных сведений в информационных потоках вашей фирмы?
Спасение нужно искать в новых алгоритмах переработки информации и современных подходах к обучению.
Чтобы эффективно действовать в изменяющемся мире, нужно не только запоминать факты и решения типовых задач, но и уметь заранее выявлять проблемы и эффективно их решать. А для этого необходимо спроектировать новую образовательную систему, в рамках которой будут обучать не знаниям, а методам.
Что такое кейс 2.0?
Сегодня практически все основные направления ИТ обзавелись модным атрибутом - индексом 2.0, который обозначает принципиально новую, усовершенствованную версию продукта. Так, например, версию программы, в которую внесены принципиальные изменения, обозначают как «Версия 2.0». В чем же отличие кейса 2.0 от классического кейса 1.0? Ниже представлены требования к новой усовершенствованной модели кейсов с учетом достижений ТРИЗ и кейс-стади.
Итак, кейс 2.0 должен:
• Иметь инновационную тематику
• Развивать навыки решения проблем
• Обеспечивать индивидуальность процесса изучения
• Легко встраиваться в систему дистанционного обучения
В перспективе кейсы 2.0 должны быть недорогими и развивать навыки эффективного решения творческих задач.
На Западе классические кейсы приобретают и используют в процессе обучения в основном преподаватели-теоретики. Кейсы 2.0, напротив, предназначены в первую очередь для практиков: инженеров, инноваторов, бизнесменов, предпринимателей.
Бизнес-инноваторы, например, с помощью кейсов 2.0 самостоятельно обучаются методам повышения конкурентоспособности, прогнозированию, поиску и созданию новых потребностей, получению свежих идей, а также технике реализации инновационных проектов. А инженеры-инноваторы - технологиям повышения конкурентоспособности, качества товаров и услуг, трансферу технологий, технике снижения затрат, прогнозированию, созданию интеллектуальной собственности, обходу патентов, инновационным технологиям.
В кейсах 2.0 должны использоваться реальные инновационные задачи, написанные теми, кто непосредственно столкнулся с ними на практике. Это позволяет показать реальный процесс решения проблемы, как говорится, в полевых условиях. Так учащиеся смогут рассмотреть весь технологический процесс, от проблемы и постановки задач до поиска и оценки решений решений. К сожалению, в мире практически отсутствуют подобные кейсы.
Что же необходимо для решения творческих задач?
• Заранее выявлять проблемы и искать новые возможности
• Превращать расплывчатую проблему в четко сформулированную задачу
• Видеть и выявлять противоречия, выстраивать причинно-следственные и системные связи
• Видеть скрытые ресурсы систем, стремиться к достижению максимального результата при минимальных затратах
• Анализировать, отбирать решения и предвидеть их последствия
• Не бояться проблем, противоречий, нетривиальных идей и сопротивления при внедрении решений
• Сразу входить в новую предметную область и быстро учиться
Где этому обучают? В бизнес-школах? И да и нет. Разбираемые там классческие кейсы позволяют студенту получить большое число типовых решений и ознакомиться с некоторыми методами их поиска.
Но этого явно недостаточно. Основная проблема выпускника традиционной бизнес-школы - отсутствие эффективной методики решения проблем. Напомним, что в России разработана ТРИЗ, которая представляет собой уникальную систему изобретательских инструментов.
А ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления, воспитание творческой личности, всегда готовой к решению сложных проблем. Так почему бы не использовать для подготовки инноваторов кейсы, основанные на ТРИЗ?
Давайте сравним классический кейс-стади и подход ТРИЗ. В классическом кейс-стади описание проблемы и методичка существуют по раздельности. В отличие от него кейс 2.0 объединяет в себе постановку проблемы, методику ее решения, а также предлагает способ внедрения решений. Кейс 2.0 предлагает только ту информацию, которая необходима для решения конкретной проблемы и только в нужных моментах, благодаря чему учебный процесс не перегружается. А с изобретательскими методиками можно подробнее ознакомиться в методических материалах. Настолько полно творческий инновационный процесс не рассматривается ни в одном общепринятом кейсе западного образца.
Индивидуальный и дистанционный процесс изучения кейса
Творческий процесс - дело непростое, особенно когда нужно решить цепочку взаимосвязанных задач. Командное рассмотрение проблемы здесь, как ни странно, менее эффективно, чем индивидуальная работа, которая позволяет методично, шаг за шагом решить сложную проблему. Недостаток последней заключается лишь в мотивации, что может быть решено за счет конкурентной и эмоциональной среды.
Но кейсы 2.0 помогают с этим справиться, так как проблема увлекательна, существует интрига во взаимоотношениях с заказчиком, а найденные решения красивы и эффективны.
В одном кейсе, например, было показано, как группе сотрудников удалось таким образом изменить технологический процесс, что стоимость проекта снизилась в десятки раз, а экономический эффект составил более десяти миллионов долларов. Разве не стоит поучиться технике поиска таких эффективных решений?
В числе прочего, мотивацию обеспечивает и качественный методический интерфейс. В чем это выражается?
В кейсе 2.0 творческий процесс показан полностью, со всеми креативными зигзагами, применяемыми методиками и четким обоснованием шагов. Учащимся объясняют, почему используются те или иные изобретательские инструменты, как получены идеи, какие решения принимаются для внедрения и почему. Благодаря специальным картам решения, рисункам, схемам и методическим пояснениям пользователю становится понятно, на каком этапе решения он находится и какие инновационные методики необходимо применить дальше.
А для более эффективного анализа проблемы и поиска идей предусмотрена смена ритма работы: от наблюдения со стороны к попытке самому найти решения и дальше посмотреть, а как это сделали авторы. Кейс 2.0 можно назвать учебником одной задачи и новым литературным жанром.
Чтобы обсудить результаты индивидуальной работы, кейсы могут быть представлены в электронном виде и включены в дистанционные курсы.
Сегодняшние возможности для коллективного интернет-взаимодействия обеспечивают лучшее освоение материала и получение навыков групповой работы. Одним словом, индивидуализация кейсов и дистанционный формат позволят без потери качества обучения на порядок снизить затраты на получение знаний и навыков, по сравнению с обучением в школах MBA.
Индустриализация творчества
История показывает, что страны, достигшие успеха, уделяли большое внимание созданию новой системы образования. К сожалению, в России в этом направлении пока мало что делается. А зря!
Сегодня доля нашей страны на мировом рынке наукоемкой продукции составляет менее 0,3% (сравните: США - 39%, Япония - 30%, Германия - 16%). Чтобы исправить эту плачевную ситуацию, нам нужна хорошая послевузовская подготовка изобретательных, инновационных и способных к самообразованию специалистов, умеющих самостоятельно принимать решения. По словам генерального директора Cisco Systems Джона Чемберса, высококвалифицированный инженер мирового класса с пятью коллегами может принести гораздо больше пользы, чем 200 рядовых сотрудников2.
На помощь приходит ТРИЗ, которая позволяет индустриализировать и демократизировать творчество и производить массовую подготовку инноваторов мирового класса. Развитие этого направления выгодно для России в долгосрочной перспективе. Ведь от инновационности экономики зависит благополучие всей страны.

Виктор Тимохов - генеральный директор АНО «ТРИЗ-профи»
Back to top
View user's profile Send private message
Display posts from previous:   
Post new topic   Reply to topic    Добро пожаловать на форум сайта Forum Index -> Есть ли шансы у России? All times are GMT + 7 Hours
Page 1 of 1

 
Jump to:  
You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot vote in polls in this forum



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group