Добро пожаловать на форум сайта Forum Index Добро пожаловать на форум сайта www.triz-guide.com
Изобретателями не рождаются - ими становятся!
 
 FAQFAQ   SearchSearch   MemberlistMemberlist   UsergroupsUsergroups   RegisterRegister 
 ProfileProfile   Log in to check your private messagesLog in to check your private messages   Log inLog in 

RFID и пропавший багаж

 
Post new topic   Reply to topic    Добро пожаловать на форум сайта Forum Index -> Это может быть интересно (полезные ссылки)
View previous topic :: View next topic  
Author Message
shamil
Профессионал


Joined: 21 Nov 2005
Posts: 439

PostPosted: Fri Oct 05, 2007 12:20 pm    Post subject: RFID и пропавший багаж Reply with quote

Самолёт на сегодняшний день единственный вид транспорта, способный быстро доставить пассажиров из одной точки в другую. А если речь идёт о полёте через океан или на многие тысячи километров, то пока что нет ни чего другого, что могло бы тягаться с самолётом. По крайне мере, пока bullet train не станет столько же широко распространённым. Поэтому не удивительно, что мы летаем самолётами в командировки, во время отпуска, или по другой необходимости.

При каждом перелёте, в первую очередь, мы ожидаем безопасность полёта, и в этом направлении авиа-компаниями многое делается. Второе – это комфорт и в этом направлении делается также много. Третье, мы хотим не только сами добраться до пункта назначения, но хотим, чтобы наши вещи были там же в тот момент, когда мы долетим, и чтобы они были в полном порядке. И как оказывается, вот именно с последним пунктом дела обстоят не важно. Вот один из примеров. По программе обмена, одна студентка из Los Angeles полетела в Южную Африку на обучение. Рейс на достаточно известных авиаперевозчиках был с одной пересадкой также в одном из известных аэропортов. По прилёту в South Africa девочка обнаружила, что её багаж не доставлен, было конечно составлено описание, получен номер, но какой в этом смысл, если все тёплые вещи, школьные принадлежности и предметы туалета остались в багаже. Выданная авиакомпания кредитная карточка на весьма даже скромную сумму не работала. В результате целый месяц девочка вынуждена была потратить впустую, ни учёбы, ни тем более отдыха (в это время в Африке была зима) у неё не получилось, и улететь домой с небольшим рюкзаком. Багаж так и не был найден. Другой случай. Житель одного из канадских городов не получил по прилёту свой багаж, бесконечное количество раз звонил в аэропорт и приезжал туда сам. Когда же в один из приездов его провели на склад, где хранится потерянный багаж, он был просто в шоке. Как он описал – "There were rooms of lost luggage that did not have any doors, luggage thrown and left sitting by the walls, and people every where waiting for their own luggage by the carousels. The lost and found was in the same giant room where travelers on flights where picking up their luggage. Basically if anyone wanted to take an extra suitcase or two it could have been done in a heart beat with no questions asked. I walked around to each pile and room with suitcases. I saw damaged suitcases, where the entire contents of a people's bags were lying on the ground, empty suitcases piled up at the corners of the walls in the room. Actually when I was in one room there was a man loading all the empty suitcases on a cart, most likely destined for the garbage. I was so angry to see this sort of chaos and lack of security and professionalism." [1] Вот такое отношение и вот такой сервис оказывают нам наши авиа-компании.

К слову сказать, другая канадская служба, почтовая, обслуживает около 4 миллиардов(!) только рекламных писем ежегодно [2], и умудряется работать так слажено, что самым обычным делом считается отправлять по почте документы, паспорта или кредитные карты! Любому инженеру понятно, что с технической точки зрения нет большого различия между маршрутизацией почтовых отправлений и багажа. Да и количество багажа, проходящее даже через все аэропорты мира, наверняка меньше того количества писем и посылок, что обслуживает канадская почта. Так в чём же дело? Авиа компании считают, что всё это результат человеческого фактора, опытные путешественники также советуют уменьшить человеческий фактор до минимума. Вот только несколько советов:

1) При регистрации, обязательно лично проверяйте какой аэропорт доставки указан на прикрепляемой к багажу ленте-бирке, особенно если летите с пересадками. Это самый первый этап на котором ваш багаж могут отправить не в тот аэропорт. (Также не плохо бы разобраться, что написано на вашем билете и какие аббревиатуры аэропортов, через которые вы пройдёте.)

2) Обязательно заполняйте и вешайте бирки с вашими контактными данными и адресами куда можно доставить багаж, если он будет потерян.

3) Поскольку бирки при погрузке и транспортировке могут запросто оторваться, обязательно кладите внутрь багажа лист бумаги с внятным указанием, куда может быть доставлен багаж как во время вашего отпуска (к примеру) так и по возвращению.

4) Не возите ценные вещи в багаже, лучше взять их в ручную кладь. И вообще, сразу попрощайтесь с вашим багажом, как будто вы видите его в последний раз и молите Бога о встрече с вашими вещами через несколько часов.

5) Поскольку модели сумок не отличаются большим разнообразием формы и цвета, возможно, нелишне иметь фотографию вашего багажа, чтобы его легче было описать, а также сделать какие-то отличительные знаки на самом багаже, например, нарисовать яркой краской логотип вашей любимой хоккейной команды, или приклеить хороший скотч с вашим адресом на сторону, где он не будет оторван.

Это для туристов. А что же могут предложить инженеры. Давайте посмотрим на проблему с технической точки зрения. Во-первых, необходимо устранить саму причину потери багажа. Во-вторых, было не плохо, если багаж сам сообщал о своём место положении. Можно ли объединить эти два требования в одной системе. Думаю, что в век полётов на Марс, генетических опытов и нанотехнологий, такая задача вполне по силам даже студенту.

И так, нужно какое-то устройство, которое бы могло передать другому устройству какие-то данные, как минимум какой-то идентификационный номер, а лучше ещё что дополнительно. Также необходимо, чтобы эти два устройства могли общаться на каком-то расстоянии. Понятно, что бумажная лента с написанными для человека кодами аэропортов или даже наклеенный бар-код не самое лучшее решение для нашей проблемы. И тогда сразу вспоминается Radio-Frequency IDentification (RFID) технология. Технически это маленький чип с антенной, который может как иметь собственный источник питания, так и обходиться без него. Использование RFID тэгов весьма разнообразно, например [3]:
* Animal tracking tags, inserted beneath the skin, can be rice-sized.
* Tags can be screw-shaped to identify trees or wooden items.
* Credit-card shaped for use in access applications.
* The anti-theft hard plastic tags attached to merchandise in stores are also RFID tags.
* Heavy-duty 120 by 100 by 50 millimeter rectangular transponders are used to track shipping containers, or heavy machinery, trucks, and railroad cars.

Есть разные типы RFID чипов, но для нашего случае лучше активные RFID tag у которых есть собственный источник питания, имеющий больший радиус действия (до 500 м) по сравнению с пассивными, и большей памятью. В результате получаем самую обычную, для которой уже создано множество приложений, систему Supply Chain Management (SCM).

Представим, как может работать подобная система. Пассажир, желательно ещё во время покупки билетов, когда всё можно неспешно проверить и перепроверить несколько раз, получает RFID бирку, которую он может положить внутрь багажа. На этой бирке написана вся информация о его полётах как туда, так и обратно, а также некоторая личная информация, необходимая для полёта и доставки потерянного багажа. Системы в аэропорту считывают эту информацию и отправляют багаж в нужный контейнер. Если вдруг на ленту будет помещён багаж другого рейса, система также своевременно сообщит об этом. Служба аэропорта, даже если какие-то действия были сделаны неправильно (тот самый человеческий фактор), на основе данных тэга всегда сможет отправить багаж по назначению. На любом этапе полёта можно будет отследить какие действия уже были совершенны с багажом, а какие ещё нет (например, пассажир может проверить это ожидая посадки в терминале аэропорта).

Как может помочь данная система в случае потери багажа в одном из транзитных аэропортов? Предположим, пассажир не получил свой багаж и подошёл к стойке оформления потерянного багажа. Оператор ввёл данные полёта и отправил запрос в аэропорты, через которые пролетал данный пассажир. Антенны в багажных отделениях этих аэропортов отправили запрос, получили ответ и вот уже через несколько секунд пассажир видит, где в настоящий момент находится его багаж. Если же ответ не пришёл, т.е. багаж всё ещё не найдет, то оператор может отправить запросы во все аэропорты и всё равно узнать, куда улетел багаж. Данный багаж заносится в базу потерянной клади, и службы аэропорта смогут быстро его найти и доставить.

Так почему же такая удобная технология до сих пор не внедрена, хотя, как мы видели выше по области применения, уже используется для самых разных задач? Может быть, один из ответов в том, что в реальном, а не академическом мире, где всё правильно, всё совершенно по другому. В реальном мире всегда найдётся тот, кто захочет навредить системе каким-то образом, запустить вирус, например [4]. В результате, полезная технология, существующая уже более 50-ти лет, до сих пор не готова к широкому использованию – единый стандарт так и не принят, системы защиты не продуманы, каждая компания пытается урвать свой куш, создавая не совместимые с другими системами тэги и ридеры. А авиа-пассажиры, возможно, работники тех же самых компаний, которые пытаются отвоевать место под солнцем для своей proprietary RFID технологии, ежедневно теряют свой багаж и ни какие службы в аэропорту ни могут его найти. Ну и долго такое будет продолжаться? Неужели такие крупные организации как SITA и ICAO не могут навести порядок? Или они действуют по принципу – а куда вы все денетесь то, с подводной лодки!?


Ссылки:
1) (По этическим соображениям ссылка не приведена пока автор оригинального поста не попросит об этом – Ш.)
2) www.accenture.com/NR/rdonlyres/FAC0CC59-5413-4A87-A3BD-09ADF77AA4E4/0/pushingtheenvelope.pdf
3) www.technovelgy.com/ct/Technology-Article.asp?ArtNum=4
4) arstechnica.com/news.ars/post/20060315-6386.html
Back to top
View user's profile Send private message
Vladimir S
Профессионал


Joined: 02 Dec 2005
Posts: 467
Location: Russia

PostPosted: Fri Oct 05, 2007 11:09 pm    Post subject: Reply with quote

А нельзя ли применить альтернативу, пока "паны дерутся"? И этим создать провокационную конкуренцию и вынудить кого надо ускорить решение вопроса быстрого и повсеместного внедрения RFID.

Например, можно применить технологию GPRS - определение координат объекта с помощью спутников. Пассажир вкладывает в свой багаж перед посадкой небольшую коробочку (GPRS-навигатор + сотовый телефон + устройство их согласования: контроллер и интерфейс) и спокойно улетает. Если багаж потерялся, пассажир звонит на сотовый тлф., который в багаже, и дает команду коробочке передать координаты места багажа. Причем он может сделать это независимо ни от каких служб аэропортов, в любом месте, в любое время.
Подобные системы применяются для слежения за перемещением автотранспорта, грузами, перевозимыми по ж/д, в системах поиска угнанных авто.
Back to top
View user's profile Send private message Visit poster's website
shamil
Профессионал


Joined: 21 Nov 2005
Posts: 439

PostPosted: Sat Oct 06, 2007 2:44 am    Post subject: Reply with quote

Да, мне уже задавали подобный вопрос. Тут дело в том, что пассажиру вообще говоря должно быть без разницы где конкретно находится багаж в данный момент времени (например, летит ли он над Тихим океаном), тебе важно знать, что он был погружен в аэропорту А и успешно выгружен в аэропорту Б, а вот на рейс в аэропорт С, куда тебе надо, его не погрузили, а погрузили на рейс в Тьмутаракань и стало быть он где-то там. Это первый аспект. Второй - службы аэропорта имеют право вскрыть и выкинуть всё что им вздумается из любого багажа, это касается и включенных приёмников-передатчиков. Да и время жизни мобильных систем пока что меньше чем 21 день (по крайне мере столько времени British Airlines занимается поиском багажа прежде чем признать его окончательно потерянным, если я правильно помню).

Наверное есть и другие технические решения, кроме RFID .....

Я собираюсь отправить английский вариант статьи одному знакомому из SITA (правда они разрабатывают совсем другую систему, к багажу не имеющую отношения), пусть почитает на досуге, если от него будет какой-то отклик, выложу наверное сюда.
Back to top
View user's profile Send private message
Display posts from previous:   
Post new topic   Reply to topic    Добро пожаловать на форум сайта Forum Index -> Это может быть интересно (полезные ссылки) All times are GMT + 7 Hours
Page 1 of 1

 
Jump to:  
You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot vote in polls in this forum



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group