Добро пожаловать на форум сайта Forum Index Добро пожаловать на форум сайта www.triz-guide.com
Изобретателями не рождаются - ими становятся!
 
 FAQFAQ   SearchSearch   MemberlistMemberlist   UsergroupsUsergroups   RegisterRegister 
 ProfileProfile   Log in to check your private messagesLog in to check your private messages   Log inLog in 

Сектор надежды

 
Post new topic   Reply to topic    Добро пожаловать на форум сайта Forum Index -> Перспективы образования в России.
View previous topic :: View next topic  
Author Message
Gentleman
Основатель


Joined: 22 Nov 2005
Posts: 626
Location: Красноярск

PostPosted: Fri Feb 16, 2007 9:23 am    Post subject: Сектор надежды Reply with quote

СЕКТОР НАДЕЖДЫ
Сергей Кугушев
"ЗАВТРА", 10.01.07


Советский Союз обладал лучшей системой образования и воспитания в мире. Она была одной из несущих конструкций Красной цивилизации. Поэтому развал целостной системы образования и воспитания стал одним из магистральных направлений деятельности предавшей свою страну элиты Беловежской Россиянии наравне с разгромом ВПК и обескровливания фундаментальной и прикладной науки. Правящие круги Россиянии знали, что делали: в обмен на благословение грабежа собственной страны они лишали её будущего. Разрушались в первую очередь корневые структуры патриотического и трудового воспитания: уничтожались учебные комбинаты, школьные мастерские, летние военно-спортивные лагеря, перепрофилировались в казино и ночные клубы дворцы и дома пионеров, закрывались сотни тысяч кружков детского творчества в школах и по месту жительства. Безжалостно демонтировалась система профессионально-технического образования. Стране, где высокотехнологической индустрии не было места, не нужны были высококвалифицированные рабочие и техники — в ходу были "челноки", бандиты, брокеры и банкиры.
Уже агонизируя, советская система образования еще раз доказала свою высочайшую эффективность, но в горьком, самоубийственном для России варианте. С момента развала Советского Союза эмигрировало почти два миллиона человек, из них около 80% с высшим образованием. Согласно результатам исследований, проведенных в Европе, Америке, Израиле, четыре из пяти лиц с высшим образованием смогли получить работу по специальности. Это ли не доказательство высочайшего уровня созданной в СССР образовательной системы. И еще несколько цифр. Согласно оценкам, с начала девяностых годов по всему миру разъехалось около семидесяти тысяч сотрудников оборонных институтов и работников предприятий ВПК. Подавляющая часть из них — специалисты высочайшего класса, носители государствен- ных секретов и уникальных ноу-хау. Уже сегодня общие потери страны от "утечки мозгов", потерь технологий и ноу-хау составили примерно триллион долларов.
За истекший с начала катастройки период система образования скукожилась, лишилась системной полноты и структурной стройности, но все же выжила и сложилась из продолживших существование фрагментов в некую целостность. И надо прямо признать, что по сравнению со многими другими секторами экономики дела в образовании обстоят не самым худшим образом. Приведем оценку положения дел в этой сфере одного из наиболее последовательных критиков нынешней власти Сергея Глазьева. Он отмечает: "Появилась возможность выбора, зародились и встали на ноги авторские школы, окрепло движение учителей— новаторов, оформились новые образовательные технологии". Впрочем, тут же он добавляет: "Однако эти ободряющие явления касаются 10% школ, в большинстве же отечественных учреждений среднего образования ситуация за последнее время существенно ухудшилась". Об ухудшении мы поговорим позже, а пока продолжим о позитивных сдвигах. О них свидетельствуют, в частности, ежегодные победы российских школьников на всемирных Олимпиадах по физике, химии, математике, биологии, программированию. Сюда же можно отнести наметившийся в последние годы устойчивый рост конкурсов в технические и химические ВУЗы, на физические, математические, биологические факультеты университетов, то есть в сферу реального дела, а не на обеспечивающий сектор — юриспруденцию, маркетинг, финансы и.т.п. Эту же тенденцию подтверждает, к сожалению, и возрастающая активность так называемых хэд-хантеров, стремящихся заполучить наиболее талантливых выпускников российских ВУЗов для многочисленных транснациональных корпораций. Это явление получило такой размах, что позволило одному из наиболее зорких отечественных обществоведов Михаилу Делягину определить Россию как "гипофиз человечества", а ее роль в международном разделении труда увидеть в подготовке творческих кадров различного профиля и специальности для мировой экономики. Кстати, интересный подход к практическим шагам в этом направлении сформулировал С.Переслегин.
На закрепление положительной динамики направлен национальный проект "Образование", достаточно эффективно реализуемый Минобрнаукой во главе с А.Фурсенко. В результате проекта в настоящее время уже треть школ получила бесплатный широкополосный скоростной интернет, а к 2008 году он будет установлен во всех без исключения школах страны. Шесть тысяч школ по стране ежегодно получают в виде грантов по одному миллиону рублей, а двадцати тысячам лучших учителей дополнительно выплачивается по тридцать тысяч рублей. Фактом является и то, что совокупные расходы бюджетов всех уровней от местного до федерального на образование превысили в текущем году один триллион рублей, что значительно выше расходов на оборону и правоохранительные структуры.
Однако несомненные достижения скрывают нарастающие опасные тенденции. И эти тенденции, без преувеличения, могут иметь гибельные для страны последствия. Более того, их дальнейшая эскалация может деформировать и имеющиеся положительные сдвиги, поставить их на службу целям и процессам, угрожающим национальной безопасности страны, самому существованию русской цивилизации и русского народа.

Не преувеличивается ли степень угрозы? Попробую доказать, что нет. Итак, перейдем к угрозам.
Первое. Это нарастающая монетизация образования, начиная от детского сада до университета, от занятий детворы спортом до развития у детей творческих способностей. Государство, тратя триллионные средства, по сути, стремительно бежит из сферы образования и воспитания. Пути ухода различны: от увеличивающегося из года в год сокращения бюджетных мест в вузах до поощрения фактической платности бесплатного среднего образования. От сплошной коммерциализации детского досуга до стремительно нарастающей дифференциации качества образования по критерию платности. Триллионные средства, будучи "размазаны" по многим статьям неотложных расходов, не спасают ситуацию, не ведут к качественному изменению бедственного состояния российского среднего и высшего образования, и тем самым не способны противостоять натиску коммерциализации. К чему это ведет? Ко многому. Но самое страшное состоит в "демонтаже" и без того не слишком развитой в современной России системы "социальных лифтов", позволяющей молодежи перемещаться из одного социального слоя и имущественной группы в другие, более высокие. Такая ситуация намертво блокирует мобильность общества, ее внутренний метаболизм — основу нормальной жизни социума. История неумолимо свидетельствует: социум, где отключаются "социальные лифты", ждут сначала деградация, потом разгул насилия и, наконец, распад. А начинается всё с безобидных элитных школ и обучения особо избранных отпрысков за границей.
Угроза вторая — дегуманизация современной школы. Отсутствие реальной, а главное результативной воспитательной работы вкупе с пренебрежением особенностями детской и юношеской психологии, ведут к поистине трагическому влиянию современной школы на здоровье ребенка.
Исследования, проведенные среди детей Москвы, Петербурга, Урала, Сибири, показали: доля психических отклонений и расстройств в школьном возрасте зашкаливает уже за две трети. Почти 70% московских школьников являются нездоровыми, у ребят при диспансеризации находят заболевания нервной, опорно-двигательной, иммунной системы, сердца, печени, почек и других важных органов. С 1985 года число больных детей увеличилось в шестнадцать раз. Одной этой цифры достаточно, чтобы судить всех "реформаторов" за государственную измену.
Но и это еще не все. Более 20% учтенных наркоманов составляют школьники. Сегодня школы стали одними из основных мест сбыта наркотиков. Причем, только по официальным данным, ежегодный рост наркомании составляет 10 %, фактически же, как говорят независимые эксперты, он намного больше. Но наркомания — это полдела. Не меньшую угрозу несет привычный в нашем отечестве алкоголизм. Почти половина московских школьников регулярно употребляет пиво, а около 20% — крепкие спиртные напитки. Вы можете себе представить, что подобное в советской школе?
Угроза третья. Российская школа не в силах противостоять, а подчас даже усиливает нарастающие процессы деструкции психики подрастающего поколения. Эта деструкция сегодня имеет ряд аспектов.
Во-первых, она выражается в ослаблении способности к размышлению, анализу и синтезу. Во-вторых, происходит притупление интуиции, резко падает способность к оперированию длинными ассоциативными цепочками, к синтезу различных образов. В-третьих, происходит разрушение целостной картины мира, построенной на ценностной координатной системе. Вместо этого нарастают "клиповость" сознания, разорванность восприятия окружающей действительности, ощущение жизни как компьютерной игры, в которой все можно многократно начать заново. В-четвертых, "накачивается" потенциал гипнабельности, внушаемости детей и молодежи путем целенаправленного воздействия СМИ, музыкальных технологий, видеопродукции. В-пятых, происходит специально организованное массовое "размягчение воли", утрата стойкости в сочетании со встраиванием в структуру формирующейся личности доминант немотивированной агрессии и установок на безусловное подчинение, в соответствии с определенными внешними по отношению к личности стимулами и раздражителями.
Угроза четвертая. Через молодежную субкультуру, формируемую СМИ, типа MTV и гламурной печатной продукции, видео и аудиопродукцией осуществляется программа целенаправленного разрушения идентичности молодежи, вытравливания "русскости", замена ее космополитизмом, ощущением себя новыми кочевниками, гражданами мира. Сюда же можно отнести сознательную десоциализацию молодежи, блокировку формирования у нее устойчивых "командных связей", а также традиционных семейных отношений, охватывающих несколько поколений. Вместо свойственного русской цивилизации формирования дружеских команд по месту учебы, проживания или на базе общих увлечений молодежи навязывается так называемый многоролевой стиль поведения, предусматривающий частичные включения в многочисленные группы, относящиеся к различным срезам молодежной жизни, включенных в глобальную поп-культуру.
Угроза пятая — заглушение творческих начал и трудовой основы жизни, замена их потребительством как идеалом существования и карьерой как способом максимизации потребления. Именно на это ориентирована современная школа. В концепции ее модернизации главной частью современной российской школы провозглашено формирование "конкурентной личности". А что такое "конкурентная личность" в современном мире, думаю, читателю ясно и без пояснений.
Как же отвратить угрозы, как исправить ситуацию без утопических надежд и зряшных ожиданий на глобальные перемены, на материализацию новой чудесной стадии национального проекта "Образование"?
Прежде всего, надо объединиться всем, кто понимает угрозы и не готов смириться с исчезновением русских как носителей особой цивилизационной идентичности. Объединиться на самых различных уровнях — от школы до региона, от родительского актива до бизнес-сообщества, озабоченного своим завтра.
А объединившись, перво-наперво решить главную задачу — вновь соединить образование и воспитание в неразрывный процесс подготовки к жизни новых поколений, кому предстоит обеспечить преемственность веры, ценностей, укладов поведения, идеалов и устремлений, всего того, что, собственно, и составляет суть любой цивилизации.
Чтобы задача оказалась по плечу, необходимо воспользоваться всем богатством отечественных образовательных и воспитательных технологий, накопленных с начала ХХ века. Для примера расскажем от некоторых из них.
Для начала необходимо вернуть в жизнь педагогические системы Э.Костяшкина — для городских школ, и Д.Щетинина — для сельских. Они покоятся на трех китах: передовых образовательных технологиях — созидательном воспитании, когда ученик с первых классов вовлекается в реальный трудовой хозяйственный процесс, в творческие занятия и спортивные состязания — и активной социализации, предусматривающей самое широкое участие учеников в самоуправлении, решении всех без исключения вопросов жизни школы.
Найдут свое место и педагогические прозрения Г.Альтшулера и его последователей по школе ТРИЗ Б.Шаталова, В.Давыдова, готовящие ребенка, а затем и молодого человека к жизни в непростом и не всегда комфортном мире, где умение быстро и эффективно решать все новые и новые неожиданные проблемы становится важнейшим условием реализации жизненных устремлений.
Многое может дать домашнее образование и воспитание по технологиям В.Тюленева. Они позволяют в самом раннем возрасте, от полутора до трех лет, активизировать дремлющий в каждом из нас творческий потенциал, и, что самое главное, далее последовательно развивать и гармонизировать пробудившиеся способности, одновременно вписывая личность в имеющийся конкретный социум со всеми его недостатками и несовершенствами. Результаты, достигнутые Тюленевым, поражают. И, что особенно важно, они носят не единичный, а достаточно массовый характер, ориентированный не на уникальные тепличные условия, а на обычные российские семьи.
Несомненно, нуждаются в дальнейшем развитии, укреплении материально-технической базы и кадрового состава суворовские и нахимовские училища, кадетские корпуса. В них на деле реализуется единство обучения и воспитания, получение знаний органически увязывается с укреплением воли, закаливанием характера. Именно в училищах и корпусах закладываются основы воинского братства, формируется высший патриотизм — профессия жить и умирать за Родину. Поэтому именно на расширение и укрепление сети суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов должны быть направлены средства национального проекта "Образование". Необходимо тратить средства российских школьников не размазанно, а точечно, целевым образом, выбирая решающие для судеб нашей страны направления.
В сфере высшего образования нуждаются в осмыслении и тиражировании достижения С.Чернышева. Ему в Центре корпоративного предпринимательства удалось органически соединить получение знаний, т.е. обучение, с практической деятельностью, превратить в преподавателей, а точнее — в мастеров, будущих работодателей студентов. Хотя его Центр и перестал активно существовать, отработанные в нем технологии, формы организации учебного процесса, стиль взаимодействия студентов и их наставников нуждаются в самом широком распространении и экспансии на другие предметные области обучения.
Если государство поможет этим и многим другим новациям, направит на их развитие и тиражирование ресурсы, то хорошо. Если нет, то справимся сами, сообща. В стране нашей еще хватает умных, сильных, самодостаточных людей, располагающих кое-какими ресурсами и волей к переменам, а, главное — любовью к своей Родине. Соборно мы превратим образование из сектора надежды в отрасль преображения реальности. А когда воспрянет система образования и воспитания, то состоится Пятая Империя и настанет Русское Завтра. В мир придет новая реальность — реальность, которую так долго ждали русские.
Back to top
View user's profile Send private message
shamil
Профессионал


Joined: 21 Nov 2005
Posts: 439

PostPosted: Tue Feb 20, 2007 8:23 am    Post subject: В России разрабатывается новый образовательный стандарт Reply with quote

В Российской академии образования (РАО) разрабатывается новый государственный образовательный стандарт. Как сообщил член-корреспондент РАО Александр Кондаков, через несколько лет особое внимание в школах будет уделяться естественнонаучным предметам.

В основу стандарта "разработчики положили "Приоритетные направления развития науки, технологии и техники РФ", утвержденные президентом России", сообщил Кондаков в интервью "Российской газете", которое будет опубликовано во вторник, передает "Интерфакс". "Поэтому большое внимание в школе будет уделяться предметам, определяющим сегодняшний технологический прогресс. Это физика, биология, математика, химия", - заявил он.

Кроме этого, отметил член-корреспондент РАО, в новом образовательном стандарте будет уделяться особое внимание формированию идеологии патриотизма, а также толерантного отношения к другим культурам в условиях массового притока иммигрантов. "Концепция стандарта второго поколения рассматривает стандарт как совокупность требований семьи, общества и государства к результату школьного образования, и их взаимную ответственность за его исполнение", - отметил он.

Кроме этого, сообщил Кондаков, сейчас уже идет работа над учебниками нового поколения, "где будет уделяться большое внимание формированию ценностных ориентиров подрастающего поколения". "Это прежде всего касается таких предметов, как история, обществознание, география, литература, русский язык, мировая художественная культура и другие", - сообщил член-корреспондент РАО.

По его словам, планируется, что эксперимент по введению нового стандарта в начальной школе стартует 1 сентября 2008 года, в основной школе - в 2009 году, а в старшей - 1 сентября 2010 года. "Спешить здесь нельзя. Нужно время для подготовки новых учебников и переподготовки учителей", - заметил Кондаков. Он добавил, что в следующем году проект нового государственного образовательного стандарта поступит в Совет Федерации.
Back to top
View user's profile Send private message
shamil
Профессионал


Joined: 21 Nov 2005
Posts: 439

PostPosted: Tue Mar 06, 2007 11:51 pm    Post subject: Reply with quote

Объявлены высшие учебные заведения - победители второго конкурса инновационных образовательных программ

В конкурсе мог принять участие любой вуз, представляющий свою инновационную образовательную программу на 2 ближайших года. Общий объем средств из федерального бюджета составляет 20 миллиардов рублей в 2007-2008 годах. Причем отчитываться приходится за каждую потраченную копейку. Контроль тоталитарный, жестокий и жесткий.

Всего было подано 267 заявок из всех федеральных округов: 251 - от государственных и 16 - от негосударственных вузов. В финал вышел 71 вуз, победителями стали сорок. По словам министра Фурсенко, эта победа - знак качества вуза.

Как потратить миллиард

Наталья Решетникова, Новосибирск

Новосибирский государственный университет (НГУ) и государственный технический университет (НГТУ) заняли первые места и получат наибольшее финансирование.

Новосибирский госуниверситет по размеру гранта и вовсе стал рекордсменом: большей суммы в этом году не заявил ни один вуз. Корреспондент "РГ" узнал у ректора НГУ Николая Диканского, в чем секрет нынешнего успеха.

РГ | Сколько конкурсных баллов набрал госуниверситет, чтобы занять лидирующие позиции?

Диканский | Члены конкурсной комиссии отдали нашей заявке 26 баллов. Это второе итоговое место, у первого - 27, тогда как "проходными" для победителей были пятнадцать баллов.

Мы оценили свой проект в 930 миллионов, а НГТУ в шестьсот миллионов рублей. В результате конкурса эти деньги и получим.

РГ | В прошлом году аналогичный конкурс не принес победы новосибирским вузам. Над какими ошибками пришлось поработать?

Диканский | Это был для нас серьезный урок. Поняли, что готовиться надо более тщательно. Цель программы классического университета - комплексная подготовка специалистов. Поэтому инновации затрагивают все подразделения вуза - и образовательные, и научные. Правда, мы немног о сместили акценты.

РГ | И на чем вы их сделали?

Диканский | На комплексности и системности развития образовательной деятельности по всему спектру подготовки специалистов. Это создание новых учебных программ авторских курсов и учебно-методических разработок, а также формирование межфакультетских междисциплинарных образовательных блоков по таким направлениям, как био-, гидро- и экоинформатика, информационные технологии в биомедицине и в гуманитарных науках, нанотехнологии и новые материалы.

Не последнее место уделялось развитию и распространению новых информационных технологий на всех ступенях образовательной, научной, инновационной и управленческой деятельности. Так, на полученные средства будет создано единое виртуальное учебное пространство классического университета. На сегодняшний день в университете уже есть опыт реализации подобных проектов на примере объединенной Европейско-сибирской расширенной лаборатории научных медиаресурсов (JointLab).

Кстати, уже более семи лет в университете действует социально-ориентированная программа по обучению молодежи с ограниченными физическими возможностями. Вначале ее реализация осуществлялась на средства грантов и при участии университетов США и Франции, сейчас все расходы взял на себя НГУ, так как в России нет механизмов финансирования поддержки подобной деятельности.

Биотехнологи получили шанс

Андрей Андреев, Киров

Проект Вятского госуниверситета оказался одним из самых недорогих, но одним из самых перспективных. Корреспондент "РГ" встретился с ректором ВГУ Евгением Пименовым.

Российская газета | Многие вузы представили на конкурс глобальные проекты. И проиграли. Почему вы остановились на одном направлении - биотехнологии?

Евгений Пименов | Ученый совет университета принял решение о том, что наибо лее перспективно готовить не многопрофильный проект, а выделить конкурентоспособное на федеральном уровне направление. Для нас это, безусловно, биотехнологии. Именно здесь мы заметно выделяемся среди коллег. Над разработками в области биотехнологий у нас трудятся 5 лауреатов Госпремии, около 20 докторов наук.

РГ | Что включает ваш проект?

Пименов | Прежде всего создание мощного научно-образовательного центра, где будут реализовываться наукоемкие технологии. Это коллекции микроорганизмов, лабораторий генной иженерии, молекулярной биологии. Из тех денег, которые будут выделены, свыше 180 миллионов рублей пойдет только на приобретение научного оборудования. Биотехнология хороша тем, что оборудование, которое используется в научных целях, одновременно является и производственным. Естественно, уровень подготовки специалистов должен быть чрезвычайно высок.

Выбор напрямую связан и с экономическими перспективами региона, где развитие биотехнологий рассматривается как одно из приоритетнейших направлений.

РГ | Что даст победа в конкурсе вашему вузу, кроме денег?

Пименов | Когда мы стали ее оценивать, скажем так, в денежно-временном выражении, выяснились очень любопытные цифры. Например, мы традиционно в год тратим 8 миллионов на лабораторное оборудование. А если учитывать, что в ходе реализации проекта планируется приобрести его на 186 миллионов рублей, можно сказать, что для нашего вуза это будет прорыв вперед почти на 20 лет. Аналогичная ситуация и с остальными направлениями проекта.

Но не менее важно и другое. Как и остальные победители конкурса, мы попали в число элитарных российских вузов. Для многих это стало неожиданностью. То есть мы получили замечательный шанс, который постараемся полностью реализовать.

Голые идеи - полдела

Ольга Журман, Владивосток

В числе победителей - Дальневосточный государственный технический университет, где только что избрали нового ректора - им стал профессор Анвир Фаткулин.

Российская газета | Анвир Амрулович, вы еще в должности проректора по учебной работе разрабатывали заявку университета для участия в конкурсе. Теперь вы ректор. Изменится ли качественно технический университет в связи с победой в конкурсе?

Анвир Фаткулин | Во главу угла мы поставили тесное сотрудничество вуза с промышленными предприятиями и институтами Дальневосточного отделения РАН. На юге региона скоро будет строиться нефтепровод и предприятия нефтехимии, появятся новые мосты, многоуровневые дороги - все это будет строиться в тесном контакте с партнерами из КНР, Японии, Кореи. Поэтому мы ориентируемся на подготовку специалистов высшей квалификации, способных легко интегрироваться в азиатский бизнес. В целом же мы хотим создать на базе ДВГТУ научно-технологический центр для формирования инновационного терминала России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

РГ | Какие предложения уже заинтересовали партнеров из стран АТР?

Фаткулин | Им понравились наши предложения по деревянному домостроению, технологии подземной газификации углей, технологии нового розжига котлов и прочее. У нас есть около двухсот идей. Но голые идеи для бизнеса - полдела. В созданном в университете коучинг-центре сейчас ведется работа по доводке идей до уровня коммерческих продуктов, чтобы предприниматели видели перспективу применения разработки для своей фирмы, для отрасли, для страны.

РГ | Эти задачи не могут не сказаться на новых требованиях, предъявляемых к выпускникам вуза?

Фаткулин | Прежде всего это владение профессиональными навыками, информационными технологиями, иностранным языком. Причем для работы с партнерами в АТР важен не только английский, но и китайский, корейский.

РГ | Принято решение о создании еще одного национального университета - на Дальнем Востоке. Какими путями может пой ти его создание?

Фаткулин | Есть две модели создания федерального университета. Если будет поставлена задача готовить кадры для ускоренного развития региона, то надо определять приоритетные отрасли экономики. Это потребует объединения вузов, которые имеют большое количество технических образовательных программ. Если будет ориентация на фундаментальную подготовку, то надо объединять базы естественно-научного потенциала ряда дальневосточных вузов с фундаментальными научными исследованиями ученых Дальневосточного отделения РАН.

Между тем

Специалисты Независимого рейтингового агентства РейтОР составили новый рейтинг вузов. В этот раз специалисты отобрали и выстроили по рангу лучшие вузы, приславшие свои заявки на первый конкурс инновационных программ в рамках нацпроекта "Образование".

Напомним: в мае 2006 года министерство образования и науки огласило список из 17 победителей конкурса, которые получили на реализацию своих программ от 400 миллионов до миллиарда рублей. Эксперты исследовали программы вузов, не попавших в "высшую лигу-2006", и выбрали 50 не менее хороших программ, чем у победителей.

В первую очередь оценивались исследовательские возможности вузов, поэтому в составленном рейтинге обширно представлены технические и технологические вузы: МФТИ, Томский политех, Санкт-Петербургский государственный технологический институт, Обнинский государственный технический университет атомной энергетики, Нижегородский государственный технический университет и другие.

Эксперты подчеркивают: представляемый рейтинг отражает оценку привлеченных агентством экспертов и не претендует на истину в последней инстанции. Однако итоги второго конкурса инновационных программ вузов, которые только что подвело минобрнауки, показывают: независимые эксперты выделили действительно лучшие вузы. Ведь многие университеты из этих пяти десятков вошли в 40 победителей конкурса инновационных программ вузов этого года.

(www.rambler.ru/news/science/education/9867818.html)
Back to top
View user's profile Send private message
Display posts from previous:   
Post new topic   Reply to topic    Добро пожаловать на форум сайта Forum Index -> Перспективы образования в России. All times are GMT + 7 Hours
Page 1 of 1

 
Jump to:  
You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot vote in polls in this forum



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group